«Не рыдай обо Мне, Мама,
видя Меня во гробе – Сына, Которого Ты бессеменно зачала.
Ибо Я, как Бог, воскресну и прославлюсь!»
26 апреля, 2019 года, в Великую Пятницу, на приходе Рождества Христова настоятель прихода — игумен Василий (Сардаев), в сослужении духовенства совершил Великую вечерню с чином выноса Плащаницы и утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
В этот заключительный день Страстной седмицы Церковь вспоминает святые и спасительные для всего человеческого рода Страдания Христа. Невозможно подобрать нужные слова и описать все те события, которые происходили на Голгофе две тысячи лет назад. О страданиях, которые претерпел Христос, рассказывают сегодня святые евангелисты: оплевания, биение, насмешки, оскорбления, багряница, трость, гвозди, копье. Но сверх всего этого — Крест и смерть. Все это Господь принял по Своей воле ради нас.
Во время Великой вечерни была перенесена Плащаница, которая до этого находилась на престоле, с алтаря на середину храма для поклонения верующих. Во второй половине дня духовенство и прихожане вновь собрались в храме и совершили утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
После богослужения молящиеся смогли подойти на середину храма, где теперь лежал их Бог и Господь. Перед плащаницей человек ничего не говорит, а в тихом безмолвии, преклоняя свои колени, подходит к распятому Христу. К Тому, Кто пострадал ради всего человечества. Тому, Кто победил саму смерть.
На утренней после пения тропарей на Бог Господь настоятель храма и сослужащие духовенство прихода перед Плащаницей Спасителя прочитали Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением погребального «Святый Боже» плащаница была поднята священнослужителями и обнесена вокруг территории прихода.
Свершилось. Пройдена нижняя точка Божественного истощания: человечество в безумной агонии убило своего Бога. И вот на камне помазания лежит тело Иисуса Христа. Непонимание и ужас пульсируют в висках учеников: «Как Тот, Который несколько дней назад воскресил Лазаря и называл Себя Жизнью, приобщился смерти?».
Сегодня центр храма – это пещера в скале. В ней лежит тело. Люди убили своего Бога и даже толком Его не похоронили. Эта гробница в центре храма. А в двух шагах от нее – горница. Там юная девушка слышит голос небесного вестника: «Радуйся! Господь с тобою!» И все в храме видят, что Господь действительно с ней. Он лежит в метре от Своей Матери. Мертвый. Бездыханный. Невозможно проникнуться болью Пречистой Богородицы, Которая стояла у Креста и взывала к умирающему Божественному Сыну: «Увы мне, Чадо Мое! Увы мне, Свете Мой и Утроба Моя возлюбленная!». Но в Евангелии мы не видим душераздирающих рыданий Пресвятой Девы, Ее безмятежность и спокойствие красноречивее слез. Она со-умирает со Своим Сыном. Оружие, о котором Ей говорил старец Симеон (Лк. 2:35), так глубоко вошло в Ее душу, что тайну этих страданий очень сложно выразить словами
Христос – жизнь каждого человека, но Он же – отрада Матери. Он – Творец человека, но Он же – любимый сын.
Ирина Иванова